мнение эксперта, мы в сми

5 рекомендаций бизнесу в условиях кризиса

Эльвина Лукманова, управляющий партнёр агентства, дала читателям газеты Коммерсантъ 5 рекомендаций как защитить бизнес в условиях кризиса
"
Уже более трех месяцев мы живем в условиях пандемии. Это сложный период для всех, в том числе и для российского бизнеса. На кризисные явления в российской экономике наложилось влияние ограничительных мер, принимаемых государством для противодействия распространению коронавирусной инфекции. Пока врачи борются за жизни пациентов, мы, юристы, пытаемся помочь клиентам сохранить здоровье бизнеса.
"
Лукманова Эльвина СагмановнаУправляющий партнерЗадать вопрос

Я занимаюсь правовым сопровождением бизнеса уже боле 20 лет, пережила вместе со своими клиентами кризисы 1998, 2008, 2014 годов. Несмотря на то, что специалисты говорят об уникальности «коронавирусных» проблем в экономике, я уверена, что в части обеспечения правовой защищенности бизнеса, многие меры, сработавшие в прошлые разы, будут эффективны в этот раз. Основываясь на собственном опыте консультирования бизнеса, я хотела бы дать пять рекомендаций предпринимателям в условиях кризиса.


Совет первый.

Экономические сложности в бизнесе часто провоцируют конфликты между партнерами, а российское законодательство недостаточно гибко подходит к их разрешению. Зачастую ситуацию усугубляют сами предприниматели, например, пользуются типовыми уставами, игнорируют возможность заключения партнерских соглашений, ленятся детально регулировать отношения между собой и с директором, предпочитая устные договоренности письменным.

Как после первого гололеда обязательно растет количество обращений в автосервисы кузовного ремонта, так и в нашу фирму после каждого кризиса обязательно обращаются клиенты, владеющие своим бизнесом совместно с партнером на условиях 50 на 50. Такое партнерство позволяло им успешно зарабатывать деньги в «мирное» время, но создает патовые, неразрешимые ситуации в кризисы. Совладелец не может сменить директора, влиять на кадровые решения в отношении основных сотрудников, теряет влияние на определение основных направлений деятельности предприятия и тому подобное.

Зачастую цивилизованным выходом из описанной тупиковой ситуации (deadlock) может быть только продажа доли в бизнесе. Но в условиях deadlock продать долю по справедливой цене практически нереально. Как следствие – бывшие партнеры начинают инициировать возбуждение уголовных дел в отношении друг друга или ищут помощи у представителей криминального мира.

Между тем в большинстве случаев подобных проблем можно избежать, если заблаговременно заключить между партнерами корпоративный договор. В нем можно предусмотреть способы разрешения всех описанных ситуаций, включая установление собственного механизма определения порядка продажи доли, установления ее цены. Это своего рода брачный договор для бизнеса. Он пока непривычен для российской правовой культуры, но очень эффективен в деле. В договоре можно установить порядок учета денежной помощи учредителей и условия ее возврата, порядок голосования на общих собраниях (например, обязательство голосовать определенным образом по отдельным вопросам), условия распределения прибыли, возможность расширенного доступа к финансовой информации и так далее.

Основная ценность корпоративного договора не в том, что он помогает разрешить уже возникшие конфликты, а в том, что его наличие чаще всего предотвращает их появление. Сильному партнеру становится невыгодно обижать слабого. Поэтому я рекомендую озаботиться оформлением отношений между партнерами сейчас, пока это еще возможно.


Второй совет.

Последние несколько лет в стране растет количество банкротств, и понятно, что в этом и следующем году их станет еще больше. Современное банкротство сильно отличается от процессов 2000-х и даже от начала 2010-х. Если раньше банкротство чаще всего использовалось в качестве способа списания долгов, то сейчас это реальный способ возврата долга. Законодательство и судебная практика позволяют оспаривать сделки должника, возвращать активы, привлекать к субсидиарной ответственности участников, акционеров, взыскивать убытки с директоров. Практически в каждом деле участвует профессиональный кредитор – банк или налоговая служба. Их юристы специализируются на банкротных делах и накопили огромный опыт оспаривания сделок.

Приведу несколько цифр. В 2018 году в арбитражные суды поступило свыше 34 тыс. заявлений об оспаривании сделок должника, и 53% из них были удовлетворены. Суды поддержали 56% заявлений об отстранении арбитражных управляющих и 40% заявлений о взыскании с них убытков. Удовлетворяются более половины всех заявлений о привлечении собственников бизнеса к субсидиарной ответственности. Учитывая, что такие долги не списываются в ходе личного банкротства и являются пожизненными, к этому показателю нужно отнестись очень серьезно.

К сожалению, по многим причинам нередки ситуации, когда в разряд недействительных попадают вполне обыденные, незлонамеренные сделки, а привычные действия директоров и бизнесменов, не вызывающие сомнения в обычной жизни, вдруг становятся основанием для привлечения их к персональной ответственности в ходе банкротства.

Поэтому предлагаю при первых симптомах финансовых проблем в бизнесе сразу озаботиться снижением риска привлечения собственников бизнеса и директора к субсидиарной ответственности или взыскания с них убытков.


Рекомендация третья.

Во время экономических кризисов чиновники, как правило, делают заявления о поддержке бизнеса, обещают моратории на проверки и смягчение наказаний. Однако на практике зачастую выходит обратное – задачи по сбору штрафов никто не отменяет. За несколькими месяцами простоя, когда проверки действительно не проводились, обязательно последует период, когда проверяющие захотят «наверстать упущенное». Это может привести к существенному увеличению среднего размера штрафа.

Предлагаю очень эффективную меру – проведение предварительного аудита предприятия. Если нанять узкого специалиста (по направлению вашей деятельности), то он может выявить те же самые нарушения, которые потом найдут настоящие проверяющие. Такими специалистами могут быть отставные сотрудники контролирующих органов (МЧС, Роспотребнадзор, Роструд и т.п.). Услуги таких специалистов, как правило, стоят недорого, а большинство выявленных нарушений легко могут быть устранены, что позволяет избежать как штрафов, так и нештатных ситуаций.

Не менее полезны могут оказаться правовой и финансовый аудит бизнеса.


Совет номер четыре.

Во время экономических кризисов у сильных компаний появляется соблазн воспользоваться проблемами конкурентов и убрать их с рынка. Как говорится: «Кому война, а кому мать родна». И если кто-то просто пользуется падением стоимости бизнеса конкурента и выкупает его по выгодной цене, то некоторые не гнушаются давлением с использованием административного ресурса, подкупом сотрудников, угрозами уголовного преследования.

Правовой аудит бизнеса при первых признаках кризиса позволит вовремя выявить уязвимые места и подготовиться к атакам рейдеров.


Совет пятый.

Кризисы часто вынуждают предпринимателей применять непопулярные меры по отношению к собственному персоналу и подрядчикам. Сокращение зарплат, увольнения, задержка оплаты выполненной работы и тому подобное могут превратить вчерашнего сотрудника, партнера во врага. Представьте, каким объемом информации о вашем бизнесе могут обладать, например, обиженный бухгалтер или программист.

Рекомендую тщательно пронализировать, каким образом защищается информация в вашей фирме. Если на вашем предприятии не выстроена защита информации, отнесенной к коммерческой тайне, не внесены необходимые условия в трудовые договоры, то сейчас самое время это сделать.

подробнее - kommersant.ru

[x]
Кому адресован ваш вопрос? Укажите ваше Имя и город Адрес электронной почты Напишите ваш вопрос
Поделиться
Поставить класс