Что такое международная фирма для рынка? Это флагман отрасли, поставщики высокой экспертизы, поставщики технологичной инфраструктуры, доступ к передовым стандартам профессии. Например, находясь в Уфе, мы успешно имплементируем те же CRM-системы, отбираем стажёров на муткортах, заявляемся в рейтинги, осознаём, что такое репутационные ценности. Я уверенна, что именно «глобальность и синергия» влияют на качество юридического рынка – а «перспектива вариться в собственном соку – очень грустная перспектива.
Уход «ильфов» и необходимость искать новых партнёров за рубежом мало волнует региональных юристов. В регионах не было и нет потребности в международных юрфирмах, потому что в России «отсутствует подлинный федерализм»: центры принятия решений находятся в Москве – там же потребляются экспертные услуги. Даже такие тектонические трансформации на рынке юруслуг [как уход “ильфов”] не отражаются на региональных рынках напрямую.
Появление «ньюльфов» (новых российских юрфирм, созданных на базе ушедших международных и иностранных компаний) может изменить стоимость юридических услуг сначала в столицах – а затем и в регионах. Оставшиеся команды нуждаются в клиентах, они будут заново зарабатывать бренд, завоёвывать рынок. В новых условиях они свободны от наценки за свой бренд, от давления большой международной структуры, поэтому они гибко подходят к стоимости услуг, жёстче конкурируют с московскими компаниями. В конечном итоге демпинг на столичном юридическом рынке приведёт к тому, что московские юристы обратят внимание на региональных клиентов. Одним словом, конкурентная борьба усилится.
В нашем агентстве несколько сотрудников уже работают дистанционно. Благо накоплен пандемийный опыт, [поэтому] всё это произошло безболезненно и быстро. Полностью релоцироваться невозможно, потому что основное наше направление – литигаторство; требуется участие в судебных процессах. Тем не менее [сейчас] у нас гибридный режим работы.