Ситуация, случившая с театром — нередкая. Для таких случаев даже придумали термин «патентный тролль». Так называют тех, кто регистрирует свои права на использование потенциально востребованных слов и словосочетаний, но сами они при этом соответствующие товары не производят. Весь расчет на то, что найдутся пользователи, которые не догадались зарегистрировать товарный знак или забыли продлить охрану права. В таком случае «патентный тролль» может взыскать компенсации за якобы нарушенное право. Суммы выплат порой доходят до десятков миллионов рублей. Роспатент только проверяет, нет ли другого аналогичного товарного знака. Иными словами, кто первый встал — того и тапки. Поэтому у таких расторопных правообладателей есть преимущество. На мой взгляд, театру сейчас нужно подавать заявление в Роспатент об отмене охраны этого товарного знака у правообладателя. Нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, указывая на факт недобросовестной конкуренции, ссылаясь на то, что правообладатель это сделал не ради того, чтобы защитить свой товар, а исключительно для того, чтобы препятствовать продаже товаров/услуг другими лицами. На первый взгляд ситуация кажется абсурдной. Очевидно же, что Шурале и Су анасы не могут принадлежать кому-то одному, они наши, народные. Однако, с точки зрения права не все так однозначно. Исход дела во многом зависит от активности и качества подготовки позиции театра. Приведу пример. Не так давно уфимский юрист зарегистрировал права на марку «1000 мелочей» и смог взыскать крупные компенсации с владельцев одноименных магазинов по всей стране. Всем было понятно, что магазины существуют с советских времён, своего рода «народная» марка. Тем не менее предприниматели были вынуждены платить компенсации и менять названия своих магазинов. Это подтверждает серьезность ситуации. Однако у истории счастливый конец, — когда этот «патентный тролль» настиг нашего клиента, то мы смогли добиться отказа во взыскании и даже отменили права «злодея» на марку. Надеюсь, что и у «Әкият» все получится.